Министерство труда и социальной защиты Тульской области
ГУ ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №1»
тел.: 8 (4872) 41-09-50
Родителям
 
Детям
 
Специалистам
 
Доступная среда
 
Социальный контракт
 
Наши достижения
 
Фотоальбом
 
Анкета получателя социальных услуг
 
Образовательная деятельность
 
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
 
Часто задаваемые вопросы
 
Национальный проект "Демография"
 
Служба "Дети в семье"
 
Внимание, конкурс!


Я вас жду
 
Детский мир без жестокости и насилия
 
Телефон доверия
 
Горячая линия


 
Телефоны экстренных служб Тулы
 
Независимая оценка качества условий оказания услуг
 
Оцените качество условий оказания услуг организациями
 
Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг
 
Реестр поставщиков социальных услуг
 
Противодействие коррупции
 
Госуслуги
Проще, чем кажется
 
Защита персональных данных
 
Взаимодействие с добровольческими волонтерскими организациями
 
Российская семья: Как сохранить традиции и обрести новые смыслы?
 

Профессиональное образование

На сегодняшний день система образования РФ предусматривает два варианта приобретения профессии:

          Профессиональное образование (8 глава ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Цель – подготовка квалифицированных специалистов.

        Профессиональное обучение (9 глава ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Цель – приобретение профессиональных навыков без изменения уровня образования.     

     Профессиональное образование сопровождается повышением образовательного уровня. Т.е. лицо, которое имеет среднее общее образование, при освоении профессиональной образовательной программы получает среднее специальное образование или высшее. Отдельно в законодательстве выделяется профессиональное обучение. При профессиональном обучении уровень образования не изменяется, а приобретаются только соответствующие профессиональные знания и навыки. 

Профессиональное обучение

Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования (статья 73 Федерального закона "Об образовании в РФ").

Выделяют следующие категории профессионального обучения.

1. Обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования. Это профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

2. Обучение по программам переподготовки рабочих и служащих. Это профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности;

3. Обучение по программам повышения квалификации рабочих и служащих.  Это профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию (профессии) рабочего или должность (должности) служащего в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

Подробнее о профессиональном обучении 

Особенности профессионального обучения лиц с ОВЗ

 

В соответствии со статьей 79 Федерального закона "Об образовании в РФ" профессиональное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение граждан с ОВЗ требует достаточного финансирования учреждений, привлечения квалифицированных специалистов, а также возможности обеспечения последующей профессиональной деятельности выпускников. Кроме того, важно обратить внимание на роль ИПР (индивидуальной программы реабилитации инвалида) при организации специализированного обучения.   

 

Профессиональное образование

В соответствии с частью пятой статьи 10 Федерального закона "Об образовании в РФ" в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

 

Среднее профессиональное образование

 

В соответствии со статьей 68 Федерального закона "Об образовании в РФ" к освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено законом. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования ведется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и является общедоступным. Однако, если при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в РФ".

В случае если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательной организацией при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании.

Порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36. 

 

Особенности среднего профессионального образования для лиц с ОВЗ. Порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36. Требования к организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по программам среднего профессионального образования установлены в Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464)

Рекомендации по организации образовательного процесса в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. (Письмо Минобрнауки России от 12 июля 2007 г. N 03-1563)

 

Высшее профессиональное образование

 

Высшее профессиональное образование имеет три уровня:

1) высшее образование - бакалавриат;
2) высшее образование - специалитет, магистратура;
3) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование.
К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.
К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.
Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки на конкурсной основе,
Прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно.
 Обучение по следующим образовательным программам высшего образования является получением второго или последующего высшего образования:
1) по программам бакалавриата или программам специалитета - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра;
2) по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра;
3) по программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки - лицами, имеющими диплом об окончании ординатуры или диплом об окончании ассистентуры-стажировки;
4) по программам подготовки научно-педагогических кадров - лицами, имеющими диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук.

Прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета проводится на основании результатов Единого государственного экзамена. Результаты единого государственного экзамена при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов.

Подробнее в высшем профессиональном образовании 

Особенности высшего образования для лиц с ОВЗ. При поступлении в вуз абитуриенты-инвалиды, не имеющие результатов Единого государственного экзамена, могут самостоятельно выбирать, сдавать ли им вступительные испытания, проводимые вузом самостоятельно, или Единый государственный экзамен в дополнительные сроки. При выборе абитуриентом-инвалидом вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, вузам необходимо создать специальные условия, включающие в себя возможность выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно), возможность использовать технические средства, помощь ассистента, а также увеличение продолжительности вступительных испытаний (Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса, утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн). 

Лицам с инвалидностью предоставлен ряд преимущественных прав при поступлении на обучение по программам высшего профессионального образования (статья 71 Федерального закона "Об образовании в РФ"). Требования к организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья установлены Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367). Также Минобрнауки России разработал Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса. 

Ограничения в выборе профессии и образовательной организации профессионального образования

 

 

 

 


Семейный диспетчер

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Национальный проект Демография
Фонд поддержки детей
Соцуслуги в Тульской области
Труд в Тульской области
Узнай размер своих пособий
Как получить социальные услуги
ГОСУСЛУГИ
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Портал Работа в России
Официальный интернет-портал правовой информации
Регионы России
Регионы России