Ограничения в выборе профессии и образовательной организации профессионального образования
Законодатель не устанавливает общих оснований для отказа в приеме на обучение по образовательным программам среднего и высшего профессионального образования в связи с наличием тех или иных заболеваний. Ограничения установлены только в отношении преимущественных прав при поступлении в высшее учебное заведение. Например, право на поступление в пределах квоты имеют дети-инвалиды и инвалиды с детства, если отсутствуют противопоказания к обучению в соответствующем ВУЗе. Т.е. такое преимущественное право может быть реализовано только при предъявлении документов, подтверждающих отсутствие противопоказаний.
Вместе с тем законодатель установил различные ограничения, связанные с состоянием здоровья, при приеме на отдельные виды работ: перечень специальностей и должностей и перечень отдельных видов работ. Работники должны проходить обязательные медосмотры для допуска к работе. Также установлены медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
В связи с этим возникает вопрос о том, целесообразно ли обучение человека по тем специальностям, по которым он не сможет трудоустроиться. И тем более за счет государства, которое должно обеспечить наличие определенных специалистов с целью их дальнейшей профессиональной деятельности. Конечно, такой вопрос может быть поставлен только в случае, если имеется негативный прогноз относительно возможности изменения состояния здоровья до той степени, когда человек может быть допущен в результате медицинского осмотра и различных обследований к работе.
Поэтому при выборе образовательной программы профессионального образования или программы профессионального обучения целесообразно ознакомиться с требованиями к состоянию здоровья работников, осуществляющих профессиональную деятельность по полученным специальностям.
Отказать в приеме на обучение при удачном прохождении вступительных испытаний на основании отрицательного медицинского заключения образовательные организации не могут (за исключением случаев реализации преимущественных прав при поступлении). При таком медицинском заключении образовательная организация должна разъяснить, какие трудности возникнут в процессе обучения и дальнейшего трудоустройства.
Крайне важна в таком случае профориентация людей с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья. Профориентация, т.е. комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости, поставлена в задачу образовательным организациям в рамках реализации программ среднего общего образования и образовательных программ дополнительного образования. Образовательные организации, реализующие соответствующие программы, следуя букве закона, должны проводить работу по профориентации. Т.е. школы, колледжи, центры профобучения обязаны организовать такую работу для обучающихся.
Отдельно необходимо упомянуть центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, которые должны создаваться в каждом субъекте РФ. Одним из направлений работы таких центров является помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации (статья 42 Федерального закона "Об образовании в РФ").
Службы занятости обязаны обеспечивать бесплатные консультации, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (статья 9 Закона РФ "О занятости населения в РФ").
Высшим учебным заведениям рекомендовано осуществлять комплекс мер по профориентации для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для получения информации о том, где и как можно получить услуги по профориентации, необходимо обращаться в органы занятости населенного пункта.
По материалам проекта "Особое детство"
|