Выбор школы и прием в нее
Министерством образования и науки РФ установлен Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Государство должно обеспечить прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
Акт органов местного самоуправления о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями издается не позднее 1 февраля текущего года.
Школа на информационном стенде, на официальном сайте, в средствах массовой информации размещает информацию о количестве мест в первых классах не позднее 10 дней с момента издания акта о закрепленной территории, а также о наличии свободных мест для приема детей, не проживающих на закрепленной территории, не позднее 1 июля.
Прием заявлений в 1 класс для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года.
Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в 1 класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года. Если школа закончила прием в 1 класс всех детей, проживающих на закрепленной территории, – прием детей, не проживающих на такой территории, может быть начат ранее 1 июля.
Школа может установить график приема документов в зависимости от адреса регистрации по месту жительства (пребывания).
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением школ с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, или образовательные программы которых интегрированы с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, прием в которые осуществляется на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.
В случае отсутствия мест в школе родители ребенка обращаются непосредственно в орган образования для определения школы, в которой ребенок может учиться.
Прием в школу осуществляется по личному заявлению родителя при предъявлении следующих документов:
1) оригинала документа, удостоверяющего личность родителя;
2) оригинала свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка);
3) свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документа, содержащего сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания, - для детей, проживающих на закрепленной территории;
4) заключения психолого-медико-педагогической комиссии – для обучения детей с ОВЗ по адаптированной основной общеобразовательной программе.
Все иные документы, в том числе медицинская карта ребенка, представляется в школу по усмотрению родителей, требовать ее представления школа не имеет права.
Заявление о приеме в школу и прилагаемые к нему документы регистрируются в журнале приема заявлений о приеме в школу. После регистрации заявления родителям выдается расписка в получении документов с информацией о регистрационном номере заявления и перечне представленных документов, которая заверяется подписью ответственного должностного лица и печатью образовательной организации. Если школа отказывает в регистрации заявления, то необходимо обратиться в орган управления образования.
Заключение договора между родителями и школой на обучение по общеобразовательным программам в школе в рамках государственных гарантий (бесплатно) законодательством не предусмотрено и требование о его заключении со стороны школы незаконно. Образовательные отношения возникают в этом случае с момента издания акта о приеме ребенка в школу (приказа о зачислении).
Если школа отказывает в приеме ребенка или предлагает особые условия посещения ребенком школы, которые отличаются от условий посещения, оговоренных для других детей, не соответствуют интересам ребенка и семьи, не соответствуют заключению ПМПК, то целесообразно сообщить руководителю школы, что его действия будут обжалованы в органы образования. При этом важно проследить, чтобы заявление о приеме было зарегистрировано в журнале приема заявлений. Не стоит верить устным решениям руководителя и следует просить предоставить в письменной форме отказ в приеме или описание особых условий посещения школы. Получили ли родители письменный отказ, описание особых условий или нет, они вправе обратиться в орган образования за содействием в разрешении ситуации. Орган образования либо поможет разрешить ситуацию, либо разъяснит, что в такой ситуации может предложить с целью обеспечения получения ребенком образования. Если ответы органа образования будут содержать информацию о том, что отсутствуют школы, классы, в котором имеются условия для получения ребенком образования, или будут предлагать другие школы, которые расположены далеко, то алгоритм действий аналогичен алгоритму действий при сложностях с выбором школы в соответствии с заключением ПМПК и интересами ребенка и семьи.
Незаменимым подспорьем в выборе подходящей школы является «родительский телеграф»: посоветуйтесь с теми, кто стоял перед таким выбором до вас. В этом случае, как и во всех остальных, неоценимы родительские объединения. Созданы замечательные ассоциации родителей, объединенные общей проблемой, где родители особых детей смогут получить не только сочувствие и моральную поддержку, но и практический совет.
Выбрать, в какую школу отдать ребенка — это право родителей. Однако наилучшим образом помочь ребенку можно тогда, когда родительские усилия объединяются с мнением специалистов. Поэтому лучше все-таки посоветоваться со специалистами, наблюдающими ребенка (педиатр, логопед, психолог и т.д.). Если ребенок пока еще не занимается со специалистами, то такого специалиста можно найти в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также в других государственных и негосударственных организациях, помогающих детям с проблемами и особенностями развития.
Если родители не могут найти школу, в которой могут быть созданы условия для обучения ребенка в соответствии с заключением ПМПК и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида, — то стоит обратиться в орган образования с заявлением о содействии в подборе образовательной организации.
По материалам проекта "Особое детство"
|