Министерство труда и социальной защиты Тульской области
ГУ ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №1»
тел.: 8 (4872) 41-09-50
Родителям
 
Детям
 
Специалистам
 
Доступная среда
 
Социальный контракт
 
Наши достижения
 
Фотоальбом
 
Анкета получателя социальных услуг
 
Образовательная деятельность
 
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
 
Часто задаваемые вопросы
 
Национальный проект "Демография"
 
Служба "Дети в семье"
 
Внимание, конкурс!


Я вас жду
 
Детский мир без жестокости и насилия
 
Телефон доверия
 
Горячая линия


 
Телефоны экстренных служб Тулы
 
Независимая оценка качества условий оказания услуг
 
Оцените качество условий оказания услуг организациями
 
Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг
 
Реестр поставщиков социальных услуг
 
Противодействие коррупции
 
Госуслуги
Проще, чем кажется
 
Защита персональных данных
 
Взаимодействие с добровольческими волонтерскими организациями
 
Российская семья: Как сохранить традиции и обрести новые смыслы?
 

 Обучение на дому

При обучении на дому образовательный процесс проходит по месту проживания обучающегося.

Необходимо понимать, что законодательство не предусматривает такой формы получения образования, как "надомное обучение". "Надомное обучение" с точки зрения формы получения образования надо рассматривать как очную форму обучения, но образовательный процесс проходит на дому в связи с тем, что ребенку трудно ежедневно посещать детский сад в связи с состоянием его здоровья (например, на некоторых стадиях лечения системных заболеваний для ребенка бывают очень опасны инфекции). И только такая — «медицинская» — невозможность посещения образовательной организации должна рассматриваться в качестве критерия для организации обучения ребенка на дому. Тяжелые и множественные нарушения развития (не «запрещающие» ребенку выход из дома и общение со сверстниками), которые иногда все еще трактуются специалистами организаций образования и здравоохранения как «неспособность к обучению», не могут рассматриваться как основание для обучения на дому и ограничение тем самым возможностей развития ребенка в нормальной среде. Обучение на дому – крайний вариант организации обучения, когда ребенок не может посещать образовательную организацию по объективным причинам, а не потому, что педагоги не знают, как с ребенком заниматься, как корректировать его поведение и т. д.

Медицинские организации при решении вопроса о необходимости организации  обучения ребенка на дому руководствуются Перечнем заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому, направленным письмом Министерства просвещения РСФСР от 8 июля 1980 г. № 281-М и Министерства здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980 г. № 17-13-186. Основанием для организации обучения на дому является заключение медицинской организации. Для получения такого заключения следует обратиться к врачу, у которого ребенок наблюдается по поводу заболевания, которое не позволяет посещать образовательную организацию.

Также необходимо отметить, что обучение на дому ребенка, который нуждается в специальных условиях обучения (специальной образовательной программе - адаптированной для обучающихся с ОВЗ, с созданием иных условий) организуется в соответствии с заключением ПМПК. Заключение медицинской организации об обучении на дому для таких детей - это только подтверждение того, что у ребенка имеется заболевание, при котором необходимо обучение на дому. Но только ПМПК определяет вид адаптированной образовательной программы, по которой ребенок будет обучаться на дому, и другие условия получения образования

Нередки случаи, когда при наличии заключения врачей и даже включения рекомендации об обучении на дому в индивидуальную программу реабилитации (ИПР) ребенка родители с этим не согласны.  В такой ситуации надо учитывать следующее. Единственным органом, который правомочен давать рекомендации по условиям образования детей с особенностями развития, является ПМПК. Мы говорим именно о специализированном органе с точки зрения того, что условия образования необходимо определять с учетом мнения врачей, исходя из образовательных возможностей и потребностей ребенка, которые могут быть установлены только специальными педагогами. Заключение ПМПК является основанием для изменения ИПР, «направлением» для зачисления в образовательную организацию с рекомендованными ПМПК условиями получения образования. Поэтому необходимо при несогласии с заключением врачей об обучении на дому обратиться в ПМПК. При этом придется убедить специалистов ПМПК, что для несогласия родителей с врачами имеются основания: целесообразно представить заключения иных специалистов, включая педагогов, на которые опираются родители.

Как быть, если, вопреки мнению родителей, заключение ПМПК все же содержит рекомендацию об обучении на дому? В этом случае необходимо обжаловать заключение ПМПК в вышестоящую ПМПК, в орган управления образованием, в суд. Однако – повторим – надо понимать, что для успешного обжалования заключения ПМПК одного лишь мнения родителей о том, что ребенок может обучаться в других условиях (отличающихся от рекомендованных ПМПК), недостаточно. Для объективной оценки возможностей ребенка целесообразно получить заключения специалистов, которые подтверждают родительское мнение о возможностях ребенка и об условиях его образования.

Что касается дошкольного образования, то имеется устоявшаяся практика организации индивидуальных занятий на дому, посещение индивидуальных занятий и групп кратковременного пребывания в дошкольных организациях.

Бывает также, что после некоторого периода обучения ребенка на дому родители видят, что такое обучение не соответствует его потребностям и возможностям, и он вполне может заниматься в группе с другими обучающимися. В этом случае родители вправе обратиться в образовательную организацию с заявлением о переводе ребенка на обучение в группе. Отказать в приеме в группу образовательная организация в таком случае не имеет права. При этом следует иметь в виду, что если ребенку необходимо создание специальных условий для обучения (т.е. ребенок не сможет обучаться как ребенок без особенностей развития, он должен обучаться по адаптированной для обучающихся с ОВЗ образовательной программе при создании ему иных условий обучения), то эти условия могут быть созданы только при наличии соответствующего заключения ПМПК. Таким образом, переход в группу, в которой создаются специальные условия обучения для детей с ОВЗ, в этом случае возможен только при наличии такого заключения.

Стоит отметить, что во многих случаях рациональной организацией образовательного процесса является сочетание занятий дома и в образовательной организации. В этом случае образовательной организацией составляется индивидуальный учебный план, индивидуальное расписание посещений групповых занятий. Однако процедура организации обучения в таком случае зависит от подхода к организации образования для таких детей в различных регионах. Если родителям отказывают в такой возможности, то целесообразно получать заключение врача, в котором имеется рекомендация об обучении на дому, но с возможностью посещения групповых занятий в определенном режиме. Также рекомендации по организации обучения можно получить и в ПМПК. Далее родители должны подать заявление в образовательную организацию об организации образовательного процесса в соответствии с рекомендациями.

Важно помнить, что при наличии заключения медицинской организации родители должны подать письменное заявление об организации обучения ребенка на дому. Заявление подается в образовательную организацию, которая по уставу осуществляет обучение на дому, или в орган образования, который должен обеспечить обучение на дому той или иной образовательной организацией. Если организация или орган затягивают решение вопроса или явно не желают обучать ребенка на дому, необходимо обращаться с жалобой в прокуратуру, уполномоченному по правам ребенка.

Важно: нельзя забывать, что помимо обучения по различным предметам образовательной программы, обучающийся с ОВЗ нуждается и в коррекционных занятиях со специалистами (логопедом, дефектологом, музыкальным терапевтом, психологом и т.д.). Такие занятия также должны быть обеспечены в соответствии с заключением ПМПК. 

Порядок регламентации и оформления отношений между родителями ребенка, обучение которого должно быть организовано на дому или в медицинской организации, и образовательной организацией определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, законодатель отдал этот вопрос на решение каждым регионом самостоятельно.

По материалам проекта "Особое детство"  


Семейный диспетчер

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Национальный проект Демография
Фонд поддержки детей
Соцуслуги в Тульской области
Труд в Тульской области
Узнай размер своих пособий
Как получить социальные услуги
ГОСУСЛУГИ
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Портал Работа в России
Официальный интернет-портал правовой информации
Регионы России
Регионы России