Министерство труда и социальной защиты Тульской области
ГУ ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №1»
тел.: 8 (4872) 41-09-50
Родителям
 
Детям
 
Специалистам
 
Доступная среда
 
Социальный контракт
 
Наши достижения
 
Фотоальбом
 
Анкета получателя социальных услуг
 
Образовательная деятельность
 
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
 
Часто задаваемые вопросы
 
Национальный проект "Демография"
 
Служба "Дети в семье"
 
Внимание, конкурс!


Я вас жду
 
Детский мир без жестокости и насилия
 
Телефон доверия
 
Горячая линия


 
Телефоны экстренных служб Тулы
 
Независимая оценка качества условий оказания услуг
 
Оцените качество условий оказания услуг организациями
 
Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг
 
Реестр поставщиков социальных услуг
 
Противодействие коррупции
 
Госуслуги
Проще, чем кажется
 
Защита персональных данных
 
Взаимодействие с добровольческими волонтерскими организациями
 
Российская семья: Как сохранить традиции и обрести новые смыслы?
 

Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми недостатками

Речь — сложная психичес­кая функция. Не являясь врож­денной способностью человека, речевая деятельность формиру­ется постепенно и зависит от состояния путей и центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом.

Какие же условия необхо­димы для своевременного и правильного формирования речи? Главное, чтобы ребенок был соматически здоров, пси­хически активен, имел полно­ценное речевое окружение, испытывал потребность в ре­чевом общении, обладал нор­мальным слухом и интеллек­том. Считается, после 3 лет речь ребенка практически сформирована и становится для него основным средством общения, орудием мышления. Различные отклонения в ста­новлении речи приводят не только к ограниченному рече­вому общению, но и отрицательно влияют на развитие личности.

Полноценно развитая речь возможна только при таких хо­рошо развитых познавательных процессах, как внимание, па­мять, мышление. Поэтому взрослые, общаясь с детьми, имеющими любой уровень ре­чевого и интеллектуального раз­вития, должны совершенство­вать мыслительные операции ребенка, улучшать и расши­рять возможности запомина­ния, активизировать внимание, развивать способности к твор­честву, поощрять воображение.

Речь форми­руется по подражанию. Роди­телям ребенка, имеющего ре­чевую патологию, необходимо контролировать собственную речевую продукцию, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. Указывая ребен­ку на какие-либо конкретные ошибки, нужно следить за от­сутствием их в собственной речи.

Учитывая тяжесть речевого дефекта ребенка, уровень раз­вития его речи, следует обра­щаться к нему с адекватными просьбами: что-либо повторить или сказать. К примеру, если ребенок только начал овладевать словарем и простыми грамма­тическими категориями, роди­тели, обращаясь к нему с вопросом, не должны требовать от него развернутого ответа с правильным грамматическим офор­млением.

Ребенка необходимо побуж­дать к речи. Он должен чув­ствовать вашу поддержку, его успехи и достижения необхо­димо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ним но­вые задачи. Создавайте ситуа­ции, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуй­те его эмоциональный фон. Для этого в домашних услови­ях существует масса возмож­ностей, например настольный кукольный театр или пальчи­ковые персонажи. Эмоционально окрашенная си­туация побуждает стремление к общению, но диапазон эмо­ций может быть как положи­тельным, так и отрицатель­ным. Не избегайте детских слез: они тоже могут быть фак­тором в стремлении ребенка к высказыванию или выраже­нию своих мыслей. Если ребе­нок плачет и хочет поделить­ся своей «бедой» с близкими, следует не только пожалеть его, но и дать ему возможность рассказать, что случилось. Поощряйте любопытство, стремление зада­вать вопросы, отвечайте на каждый детский вопрос. Не сравнивайте ребенка с други­ми детьми. Это обижает, обес­ценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, индивидуален.

Обязательно следует учиты­вать психологические особен­ности и состояние ребенка. Если вы не видите у вашего малыша желания говорить, если он протестует в тот мо­мент, когда вы его поправля­ете и просите повторить пра­вильный вариант, не упор­ствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся. Надо способ­ствовать не только собственной речевой активности ребенка, но и научить его слушать взрослого, активизируя и раз­вивая произвольное внимание. Наиболее часто родителей вол­нует нарушение звукопроизношения ребенка. Безусловно, основная роль в его исправле­нии принадлежит логопеду. Родители могут участвовать в процессе автоматизации, т.е. закрепления поставленного или исправленного звука (или нескольких звуков), осуществ­ляя контроль.

Важную роль играет эмоци­ональный контакт со взрос­лым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодей­ствие, организация совместной предметной и игровой дея­тельности. Включайте речь во все виды деятельности: еже­дневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося, та­ким образом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка. Позже вы мо­жете просить его комменти­ровать ваши и свои действия, развивая планирующую и ре­гулирующую функции речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышле­ния, умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словес­ной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно, в умении строить рассказы, из­лагать свои мысли логично и последовательно, осмысливать причинно-следственные зави­симости.

При обучении на начальном этапе становления речи боль­шая роль отводится речевым играм с подражанием голосам животных, совместному проговариванию потешек, прибау­ток, рифмовок, пропеванию песен, колыбельных. Все это помогает усвоить ритмико-мелодическую сторону родного языка. Многократное повторе­ние различных звукокомплексов упражняет язык, отта­чивает фонематический слух, помогает работе над слоговой структурой. Без речевого вза­имодействия с малышом раз­витие его речи может задер­жаться, особенно это касает­ся детей с индивидуальными особенностями.

Разумная семья всегда ста­рается воздействовать на фор­мирование детской речи, начиная с самых ранних лет жиз­ни. Закреплять полученные на логопедических занятиях зна­ния и совершенствовать достиг­нутые речевые возможности, а также приобретать новые зна­ния родителям необходимо вве­сти в ежедневную привычку. Мама, обладая уникальной природной интуицией, даже не овладев специальными методи­ками, несомненно может быть для своего  ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения


Семейный диспетчер

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Национальный проект Демография
Фонд поддержки детей
Соцуслуги в Тульской области
Труд в Тульской области
Узнай размер своих пособий
Как получить социальные услуги
ГОСУСЛУГИ
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Портал Работа в России
Официальный интернет-портал правовой информации
Регионы России
Регионы России