Министерство труда и социальной защиты Тульской области
ГУ ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №1»
тел.: 8 (4872) 41-09-50
Родителям
 
Детям
 
Специалистам
 
Доступная среда
 
Социальный контракт
 
Наши достижения
 
Фотоальбом
 
Анкета получателя социальных услуг
 
Образовательная деятельность
 
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
 
Часто задаваемые вопросы
 
Национальный проект "Демография"
 
Служба "Дети в семье"
 
Внимание, конкурс!


Я вас жду
 
Детский мир без жестокости и насилия
 
Телефон доверия
 
Горячая линия


 
Телефоны экстренных служб Тулы
 
Независимая оценка качества условий оказания услуг
 
Оцените качество условий оказания услуг организациями
 
Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг
 
Реестр поставщиков социальных услуг
 
Противодействие коррупции
 
Госуслуги
Проще, чем кажется
 
Защита персональных данных
 
Взаимодействие с добровольческими волонтерскими организациями
 
Российская семья: Как сохранить традиции и обрести новые смыслы?
 

Психологическая готовность ребенка к школе

автор:  клинический психолог Янбаева Светлана Владимировна

Еще вчера ваш малыш ходил в детский сад, а сегодня вы уже примеряете школьную форму и выбираете ранец! Это значит, что ваша семья на пороге нового события – ваш ребенок готовится к поступлению в школу!

Как ему помочь?

Скорее всего, вы уже выбрали образовательное учреждение, и весь предыдущий год ваш ребенок регулярно посещал подготовительные занятия. Сегодня многие школы требуют, чтобы будущий первоклассник умел писать, считать  и читать, грамотно излагать свои мысли.

Но быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться...

Говоря о подготовке ребенка к школе, родители, прежде всего, подразумевают его интеллектуальное развитие, при этом психологический аспект часто отходит на второй план.

Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать.

Хотелось бы поделиться некоторыми рекомендациями, которых следует придерживаться на этапе подготовки:

- Не запугивайте ребенка  строгими порядками в школе, это самая большая ошибка, которую совершают родители;

- Настройте ребенка на позитивное отношение к школе, расскажите ему о своих счастливых школьных годах;

- Научите ребенка самостоятельно принимать решения. Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде;

-  Если у ребенка не сформированы навыки общения со сверстниками, то родители должны помочь ему: приглашать других детей в гости, на прогулки, праздники и т.п. Объяснять ребенку и показывать на своем примере как вести себя с другими детьми в ситуациях игры, совместной работы, учебы;

- Не забывайте о хороших манерах.  «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне... » должны войти в речь ребенка до школы;

- Позвольте ребенку принять участие в обустройстве учебного места в своей комнате, выбрать себе портфель и канцелярские принадлежности;

- Создайте соответствующую атмосферу в доме. Дайте понять ребенку, что его новый статус школьника важен для всей семьи.

Но больше всего ваша поддержка понадобится ребенку в первые месяцы адаптации, когда на смену праздника с шарами и бантами придут  «суровые будни». В это время повышается нагрузка на организм. Школьные условия требуют много времени находиться в сидячем положении, а потребность в двигательной активности остается прежней.  От первоклассника требуется значительно повысить уровень внимания и умственного напряжения. Ребенок оказывается в новом коллективе сверстников и среди незнакомых взрослых, с каждым из которых ему необходимо выстроить отношения, найти свое место в группе.

Как же помочь своему ребенку избежать некоторых трудностей?

- Для того, чтобы ребенок успешно справился с неизбежным стрессом и быстрее адаптировался к школьному обучению, родители должны подготовить его организм и психику летом (дать ребенку отдохнуть, закаливать его, насытить витаминами и т.д.);

- Продумайте щадящий режим дня для первоклассника, чтобы он мог поспать или полежать днем, если захочет; чтобы ежедневно гулял; высыпался ночью. Желательно записать его в спортивную секцию;

- Оборудуйте  дома учебное место ребенка: нужной высоты стол, стул со спинкой, свет с левой стороны и т.д.;

- Поддерживайте авторитет учителя (даже если Вы не во всем согласны с ним). Это очень важный опыт для ребенка этого возраста — иметь авторитет, а отсутствие такового разрушает важные структуры его личности;

- Обсуждайте с ребенком после школы его школьный день — но не оценки и успехи, а что ему понравилось, что нет, что запомнилось, что было интересного. Очень важно во время этих разговоров сохранять безоценочную позицию и эмпатию;

- Не выставляйте ребенку требования по качеству выполнения школьных заданий — это прерогатива учителя. Вы должны сохранить за собой позицию родителя — помощника и сотрудника, а не надсмотрщика. Если Вам кажется, что у ребенка что-то получается недостаточно хорошо, посоветуйтесь с учителем или со школьным психологом, чтобы найти и устранить истинную причину трудностей;

- Сохраняйте ребенку место и время для игры, особенно для сюжетно — ролевых, настольных и подвижных игр. Именно они являются источником мотивации и тренировкой психологических навыков.Успехов Вам и терпения!

Что положить в портфель?

На первых порах родителям необходимо помогать собирать портфель первоклашкам. Продумывайте заранее его содержимое, чтобы ничего не забыть и не положить лишнего. Учебники, тетради, карандаши – это необходимый атрибут. Некоторые родители кладут в портфель своим детям и их любимые игрушки (мишек, зайцев, спайдерменов и т.д). С  одной стороны маленькие девочки и мальчики принося игрушку в школу, не чувствуют себя такими одинокими, как это бывает в первые месяцы школьной жизни. Но они могут ее потерять, у них ее могут отнять. А такая потеря будет для него очень тяжелой травмой и большим психологическим испытанием. Другой вопрос стоит ли давать с собой в школу ребенку современные гаджеты (телефон, планшет и т.д.)? На этот счет больше минусов, чем плюсов. Из плюсов – спокойствие родителей, которые, обеспечив своего ребенка мобильным телефоном, всегда знают, где он находится и чем занимается. Минусы - гаджет захватывает все внимание и ребенку сложно переключиться на что-то более важное. На переменах дети перестают общаться друг с другом и с взрослыми, уходят от контактов, всё больше погружаются в виртуальный мир, где хорошо и комфортно. Опыт общения друг с другом пропадает, а значит, теряются коммуникативные навыки.


Семейный диспетчер

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Национальный проект Демография
Фонд поддержки детей
Соцуслуги в Тульской области
Труд в Тульской области
Узнай размер своих пособий
Как получить социальные услуги
ГОСУСЛУГИ
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Портал Работа в России
Официальный интернет-портал правовой информации
Регионы России
Регионы России