Министерство труда и социальной защиты Тульской области
ГУ ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №1»
тел.: 8 (4872) 41-09-50
Родителям
 
Детям
 
Специалистам
 
Доступная среда
 
Социальный контракт
 
Наши достижения
 
Фотоальбом
 
Анкета получателя социальных услуг
 
Образовательная деятельность
 
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
 
Часто задаваемые вопросы
 
Национальный проект "Демография"
 
Служба "Дети в семье"
 
Внимание, конкурс!


Я вас жду
 
Детский мир без жестокости и насилия
 
Телефон доверия
 
Горячая линия


 
Телефоны экстренных служб Тулы
 
Независимая оценка качества условий оказания услуг
 
Оцените качество условий оказания услуг организациями
 
Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг
 
Реестр поставщиков социальных услуг
 
Противодействие коррупции
 
Госуслуги
Проще, чем кажется
 
Защита персональных данных
 
Взаимодействие с добровольческими волонтерскими организациями
 
Российская семья: Как сохранить традиции и обрести новые смыслы?
 

Процесс адаптации ребенка в приемной семье

Составитель: педагог-психолог
Анастасия Владимировна Дьякова
 

В семью вошел новый ребенок. До его появления взрослые были уверенны в себе, в том, что готовы к решению всех проблем, готовы любить ребенка таким, какой он будет. Иллюзии и некоторая эйфория, уверенность в том, что хватит сил для преодоления всех препятствий и преодоления трудностей, - типичные состояния, характерные для большинства новых родителей. Почти все уверенны в своих воспитательных способностях и в том, что смогут успешно использовать эти способности на благо чужого ребенка. Но появление чужого ребенка – это серьезное испытание для всей семьи. Кроме того, при появлении нового члена семьи нарушается семейное равновесие, которое зачастую бывает достаточно хрупким. Это происходит даже тогда, когда рождается собственный ребенок. А что говорить, когда в семье появляется незнакомый ребенок, причем довольно сложной судьбы и непростого характера.

Особенности адаптации детей разного возраста
 

Дети от 1 до 3 лет
 

У этих детей отделение от объекта привязанности может нарушить формирующийся баланс между автономией и независимостью. В поведении это может проявляться либо в «цеплянии» за взрослого, либо в чрезмерной самостоятельности. Перемещение в замещающую семью в этом возрасте осложняется тем, что ребенок должен привыкнуть к новой семейной роли, новой возрастной позиции. Например, если до этого с ним общались неадекватно, делая из него «козла отпущения», то этот стереотип он будет пытаться перенести и на замещающую семью. Новая роль может вызвать у него протест. Появление в его окружении старших или младших детей также может быть для него неожиданным и нарушать его идентичность. При помещении в замещающую семью, явно начинает наблюдаться регресс в речевом развитии. Нередко он вызван разлукой с «переводчиком» - членом семьи, который «лучше всех понимал упрощенные детские слова, жесты, и соответствующим образом реагировал на них, создавая зону ближайшего развития».

Дошкольный возраст
 

В этом возрасте дети считают, что смена семьи—результат их мыслей, фантазий или плохого поведения. Эгоцентризм и магическое мышление являются характерными особенностями их познавательной сферы и оказывают влияние на формирование подобной реакции. Если искаженные представления о причинах расставания ребенка с семьей не подвергаются коррекции, то магическое мышление сохраняется дольше по сравнению со средней нормой. В этих случаях работа с ребенком при помещении в замещающую семью должна быть направлена на прояснение «магических» представлений о причинах его отделения отбывшего объекта привязанности и помещения в замещающую семью.

Особенно важна проработка его чувства «вины». Обычно ребенку в доступной для него норме сообщается о том, что он не виноват в том, что покинул родную семью. Однако утверждение о том, что он ребенок не виноват, подразумевает существование кого-то еще, на ком действительно лежит некая вина. Более эффективно говорить о том, что произошло в терминах отношений и потребностей: что нужно было ребенку на момент его изъятия из семьи; что нужно было родителям и какие у них были возможности? Как члены семьи старались удовлетворить потребности ребенка? У всех ли членов семьи это получалось? Разговор о потребностях и взаимодействии членов семьи для удовлетворения их потребностей помогает детям лучше понимать и контролировать свое поведение, и в то же время дает понять, что они не должны отвечать за поведение взрослых.

Если переживания ребенка, основанные на магическом осмыслении причин сепарации и помещения в замещающую семью, не находят выхода ни в беседе, ни в диагностической игре, ключом к их пониманию могут стать эпизоды странного (на первый взгляд, бессмысленного) поведения ребенка.

Младший школьный возраст
 

У детей этого возраста за сепарацией от привязанности и помещением в замещающую семью часто следует регресс в учебе. Различия в ценностных ориентациях семей могут приводить к конфликту представлений о «хорошем» и «плохом». С одной стороны, детям этого возраста легче переносить сепарацию, т.к. они способны представлять себе план работы с замещающей и кровной семьями и удерживать временную перспективу. С другой стороны, они способны на длительную привязанность, даже когда контакты. С объектом привязанности прерваны, поэтому даже через несколько лет после помещения ребенка в новую семью нельзя не учитывать его отношения с теми, кто заботился о нем прежде.


Семейный диспетчер

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Национальный проект Демография
Фонд поддержки детей
Соцуслуги в Тульской области
Труд в Тульской области
Узнай размер своих пособий
Как получить социальные услуги
ГОСУСЛУГИ
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Портал Работа в России
Официальный интернет-портал правовой информации
Регионы России
Регионы России